[Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря.
Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. № 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. № 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. № 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. № 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях.
Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю. С. Васильев и В. Л. Янин, закрепилась фамилия Своеземцев или Своеземцев-Едемский. Предки В. В. активно участвовали в заселении и освоении территорий по р. Ваге, левому притоку Сев. Двины, в местности, к-рую новгородцы называли Заволочьем. В 1315 г. дед преподобного новгородский посадник Василий Матвеевич приобрел в этих краях земли у чудских старшин Азиса Харитонца (Харитония), Родда (Иродиона) и Игнатца (Игнатия) за 20 тыс. белок и за 10 р. (ГВНиП. № 279). В 80-х гг. XV в. потомки рода, к к-рому принадлежал В. В., были переведены по указу вел. кн. Иоанна III Васильевича из Поважья в Костромской у., где в XVI-XVIII вв. были известны как Шенкурские (основателем рода Шенкурских в Костромском у. считается внук В. В. Исаак Семенович (Немир)). В Важском у. они звались Едемскими. В XVI-XVIII вв. нек-рые представители рода стали церковнослужителями, потомки Едемских - Долгобородовы в XVII в. были служителями Иоанно-Богословского мон-ря. Л. С. Долгобородов был зам. старосты Иоанно-Богословского прихода перед закрытием храма в 1929 г.
Большую часть своей жизни В. В. прожил в миру, был женат, по летописям и грамотам известны 2 его сына - Иван и Семен (др. источники говорят о 2 дочерях и 8 сыновьях В. В.). Важное место в житии святого занимает рассказ о создании им городка при впадении в Вагу р. Пинежки (Пенежки), куда вскоре Василий Степанович переселился с семьей (во время археологических раскопок в 1959 и 1975 здесь было обнаружено укрепленное городище - Овсянников О. В. Из истории средневековых укреплений на Архангельском Севере // Культура и искусство Древней Руси. Л., 1967. С. 164-166). Новгородская I летопись под 1445 г. сообщает о неудачном походе новгородцев под предводительством воеводы Василия Шенкурского на племя югру, обитавшее в Заволочье (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 425), исследователи отождествляют Василия Шенкурского с Василием Степановичем. Чуть позже Василий Степанович стал посадником - так он называет себя в грамоте Иоанно-Богословскому мон-рю. Согласно житию, он был посадником в Новгороде. Из летописей и договоров Новгорода с вел. кн. Василием II Васильевичем известно, что в Новгороде в 1446-1456 гг. действительно был посадник Василий Степанович. Однако есть и др. т. зр., согласно к-рой преподобный, живя в миру, был важским посадником, а новгородский посадник Василий Степанович - это др. лицо. Эта версия согласуется с сообщениями жития о частом пребывании и активной деятельности святого в Поважье.
Житие подробно рассказывает о выборе Василием Степановичем места для Иоанно-Богословского мон-ря. Святой имел обычай молиться всю ночь перед Господскими праздниками и днями памяти особо чтимых им святых. Однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в 2 полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте мон-рь во имя ап. Иоанна. Наутро, осмотрев место, Василий Степанович обнаружил 2 подходящих участка - на берегу Ваги и дальше от берега. Хотя более удаленный от реки участок показался святому безопаснее, он все же решил бросить жребий, к-рый 3 раза выпал в пользу участка на берегу реки. Там и построили мон-рь. По преданию, записанному в житии, Василий Степанович предрек, что на месте, расположенном дальше от реки, люди не будут жить, а место на берегу будет заселено. Посадник подарил мон-рю 3 близлежащих села с землями, вклад был оформлен грамотой. В этой же грамоте В. В. установил в мон-ре общежитие и независимость хозяйственной деятельности обители. Потомки В. В. также являлись ктиторами Иоанно-Богословского мон-ря, известна грамота 1470 г. сына В. В. Ивана о вкладе в мон-рь 2 деревень на р. Паденьге (Паденге), 5 деревень приписал обители внук В. В.- Исаак Семенович (ГВНиП. № 281, 282).
Первый храм мон-ря был посвящен ап. Иоанну Богослову (упомянут в грамоте Василия Степановича). Возможно, при жизни преподобного в обители была возведена еще одна церковь - в честь Трех святителей (упомянута в грамоте мон-рю Ивана Васильевича в 1470). По сообщению жития, святой построил еще 3 приходские церкви в Поважье: Рождества Христова в с. Химаневе, Рождества Богородицы в Усть-Пуе и Рождества Иоанна Предтечи на р. Ледь. Предание приписывает В. В. также строительство Троицкой ц. на Сев. Двине и ц. Успения Богородицы в Устьважском приходе. По преданию, святой основал в пределах Шенкурского у. пустыни: Уздринскую в Липовской волости и Кодемскую в Шахановской волости (эти волости входили во владения Василия Степановича). В житии рассказывается о благочестивой жизни, к-рую вел святой в миру, о его нищелюбии, заботе о вдовах и сиротах.
В 1456 г. Василий Степанович принял постриг у первого игумена Иоанно-Богословского мон-ря Серапиона, прожил в иночестве 6 лет, был похоронен рядом с построенной им ц. Иоанна Богослова. (В нек-рых списках жития и у отдельных исследователей годом смерти В. В. назван 1467, однако эта дата является результатом неправильного прочтения и копирования текста жития. Несмотря на то что преподобный преставился 19 июня, в нек-рых месяцесловах и иконописных подлинниках его память помещена под 20 или 21 июня.) В. В. завещал мон-рю ежегодно устраивать в день его смерти угощение для всех пришедших. В 1552 г., в день памяти В. В., при большом стечении народа были обретены мощи святого. В том году был особенно сильный разлив Ваги и река смыла часть берега с монастырским кладбищем у ц. Иоанна Богослова, построенной преподобным, тогда уже ветхой. Среди обнажившихся захоронений был и гроб с нетленными мощами преподобного. В Иоанно-Богословском мон-ре началось почитание святого, его мощи тогда же были вновь захоронены у алтаря новой ц. Иоанна Богослова, построенной, по-видимому, в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. в удалении от реки; над могилой В. В. установили гробницу с иконами Пресв. Богородицы и преподобного.
В XVI-XVIII вв. почитание В. В. широко распространилось в Поважье. В мон-ре велась «Книга чудес преподобного», куда со слов людей, к-рым помог В. В., записывались случаи чудотворений по молитвам к преподобному. В нач. XVII в. была составлена служба В. В. с 2 канонами (в описи б-ки Патриарха Филарета 1630 г. значился сб. «Канун и житие преподобнаго отца нашего Варлаама, иже на Ваге реце Пенежскаго чюдотворца» - Иванов П. Опись Гос. архива. М., 1849. С. 292). Празднование В. В. было установлено Новгородским и Великолукским митр. Киприаном. В 1630/31 г. митр. Киприан просил игум. Иоанно-Богословского мон-ря Евфимия прислать «икону Варлама Пеняжского, Новгородцкаго чюдотворца, да и службу его всю з житием и с чюдесы» (ГААО. Ф. 829. Оп. 3. № 23). 14 февр. 1631 г. митр. Киприан дал благословенную грамоту на постройку деревянного придельного храма «преподобнаго Варламия, Пенежского чюдотворца» при ц. Иоанна Богослова и подписал антиминс для нового престола (Там же. № 22), придел был освящен 19 июня 1635 г. В 1764 г. Иоанно-Богословский монастырь был закрыт, ц. Иоанна Богослова преобразована в приходскую, насельники переведены в Шенкурск, в упраздненный Свято-Троицкий жен. мон-рь. В 1802-1809 гг. в отдалении от могилы В. В. была возведена каменная ц. во имя Иоанна Богослова с приделом в честь В. В.; в 1821 г. над захоронением преподобного или рядом выстроили часовню (обновлена в 1894). Мощи В. В. находились под спудом, над ними была сооружена медная посеребренная рака под балдахином. В XVIII - нач. XX в. в день памяти В. В. к часовне ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска. Часовня сохранилась, в 1929 г. она была занята под зернохранилище совхозом им. Кирова, в наст. время принадлежит Церкви; ведется работа по установлению местонахождения мощей В. В.
В XVIII-XIX вв. в Поважье было сооружено неск. храмов с приделами во имя В. В.: в Великониколаевском, Усть-Пуйском и Нижнепуйском приходах Шенкурского у. В 1886 г. в дер. Устьяновской (в Кицком приходе, ближе к устью Ваги) усилиями местных крестьян была построена часовня во имя В. В. К нач. XX в. почитание В. В. в основном ограничивалось окрестностями бывш. Богословского мон-ря.
В устных преданиях о В. В., до сих пор бытующих на территории Шенкурского р-на Архангельской обл., рассказывается о том, что святой приплыл в эти края на плоту или на камне. Существуют топонимические предания, связанные с преподобным: название дер. Медлеши объясняют тем, что В. В. здесь «медлил» (отдыхал). В преданиях о «проклятом» Заважье (неск. деревень на правом берегу Ваги напротив Шеговар) рассказывается, что плывший на камне В. В. пристал вначале к правому берегу Ваги, однако местные жители не захотели его принять и оттолкнули камень, за это святой наслал на них «гадов» (до сих пор на правом берегу Ваги много змей, а на левом их нет). Особенным почитанием у жителей Важского края пользуется «Варламиев (Варламовский) колодчик», находящийся на р. Ледь на Ледском пастбище в 9 км от Иоанно-Богословского мон-ря. По преданию, это было место уединенных подвигов В. В., по его молитвам здесь забил ключ, впосл. над ним возвели часовню. В кон. XIX - нач. XX в., в день памяти В. В., к «Варламиеву колодчику» совершали паломничество крестьяне, жившие по Ваге и Леди. В наст. время у «Варламиева колодчика» ежегодно в день памяти преподобного служит молебен настоятель шенкурской ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
По письменным источникам известны иконы В. В. начиная с ХVI в. Одна из первых была написана в Варлаамиевом Важском во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ре после обретения в 1552 г. мощей святого. В первоначальной редакции жития описано явление В. В. игум. Паисию в 1551 - нач. 1552 г. : «Пришедъ убо в келию игумену во образе своем, якоже бе написан на иконе: в рукахъ жезлъ имуще, брадою темнорусъ». Из той же редакции известно, что после обретения и перенесения мощей над новой могилой святого соорудили гробницу, в к-рой установили иконы Богородицы и В. В. (чудо исцеления монастырского работника Памфила, происшедшее при игум. Ионе Безсоне, между 1552 и 1575). Впосл. икона святого при гробнице стала почитаться как чудотворная (описание исцеления от беснования девицы Улиты в III Пространной редакции - БАН. Арханг. Д. 403). Отмечено, что в нек-рых чудесах В. В. являлся жителям окрестных селений вместе с Богородицей (чудо 1707 г.- БАН. Арханг. С. 218; чудо 1712 г.- РНБ. Тиханов. № 226). В др. редакциях жития В. В. описан в чудесах как монах в преклонных годах («возрастом высок»), в монашеских ризах, с большой темно-русой бородой и с жезлом в руках.
Среди икон В. В., упоминаемых в письменных источниках, но не сохранившихся до наст. времени: образ, находившийся на мельнице при Иоанно-Богословском мон-ре (без описания во 2-й и 3-й Пространных редакциях жития); храмовый образ В. В. и ап. Иоанна Богослова в молении Св. Троице, написанный иконником Андреем в 1733 г. для Иоанно-Богословского мон-ря (Расходная книга Иоанно-Богословского мон-ря - ГААО. Ф. 829. Оп. 2, № 237. Л. 2); большая икона «Варлаам Важский в житии», написанная в 1738 г. при игум. Исаии и поставленная в храме «во имя его посвященном» (Мясников М. Н. Историческое описание Ваги и города ШенкурскаОтечественные зап. П. Свиньина. 1829. Ч. 38. № 109. С. 241, примеч.).
В Сийском иконописном подлиннике XVII в. отсутствует изображение В. В., хотя его почитание было распространено на территории Холмогорской и Важской епархии. В Иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 20 июня указано, что В. В. «подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, немного покороче, ризы монашеские и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «сед, брада покороче Зосимовой Соловецкаго» (Перетцевский иконописный подлинник сводной старообрядческой редакции - ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524, Л.175, XIX в.), иногда добавлено «ряска санкирь з белилом» (РНБ. Собр. Погодина. № 1931. Л.172, XIX в.).
Сохранившиеся до наст. времени образы В. В. созданы не ранее ХVIII в. На иконе ХVIII в. (АМИИ) святой, в монашеском облачении с опущенным на плечи куколем, представлен в рост, обращенным влево, в молении Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Этот памятник имеет стилистическое сходство с др. иконой ХVIII в.- «Святые Варлаам Важский и Иоанн Богослов» (АМИИ), на к-рой святой представлен вместе с ап. Иоанном Богословом, небесным покровителем мон-ря. Оба написаны в рост, в развороте к центру, в молении Христу Эммануилу, изображенному на облаках в верхней части иконы. В собр. Шенкурского краеведческого музея хранится икона ХIХ в. северных святых В. В., прп. Афанасия Наволоцкого и Христа ради юродивого Прокопия Устьянского, подписанная иконописцем С. Шаховым. Святые изображены в рост, В. В.- в центре, в монашеских одеяниях и в схиме, борода русая, левая рука на груди, правая приподнята, кисть руки отведена чуть вправо. В ХIХ - нач. ХХ в., после закрытия Иоанно-Богословского мон-ря, почитание В. В. сохраняется гл. обр. на территории Шенкурского у., где в наст. время в Шенкурске, в ц. Зосимы и Савватия Соловецких, хранится икона В. В. нач. XX в. На ней святой изображен по пояс, в монашеском одеянии, с седой недлинной бородой, правая рука у груди, в левой свиток со словами: «Господи Боже мой, идеже творится Имя Твое, прости им».